(12 апреля 2020) 12 апреля 1961 года наша страна совершила первый в истории человечества пилотируемый космический полет. Маленькая Ингушетия также вложила свою частичку в развитие ракетно-космической отрасли.
Имеется в виду, конечно, учёный-инженер, специалист по электронике, автоматике Умалат Марзиев, который около полувека проработал в Центре управления полетами (ЦУП), занимался автоматизированной обработкой информации.
Это, своего рода, высокий уровень прикладного программно-математического обеспечения полётов.
Ветеран отрасли поделился с газетой «Ингушетия» своими воспоминаниями и мыслями. В настоящее время Умалат Багаудинович на пенсии (с 2015 года) и проживает в городе Магасе.
— Я встречался со многими космонавтами и конструкторами. Особенно большое впечатление на меня произвёл Виктор Дмитриевич Благов, заместитель начальника по управлению полётами, грамотный и уважаемый человек, к сожалению, недавно покинувший нас на 86-ом году жизни. Он был родом из Орджоникидзе (Владикавказа) и мы частенько с ним вспоминали наш город. Я тоже там родился и жил до высылки. Он много рассказывал об ингушах, много раз приходил ко мне в гости, — вспоминает Умалат Марзиев.
Виктор Дмитриевич пришёл в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» в 1959 году после окончания Московского авиационного института. Прошёл трудовой путь от инженера до заместителя руководителя отделения — начальника отдела. Он участвовал в проектировании транспортных пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход», в подготовке и проведении первого совместного международного полёта космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон».
Благов был одним из руководителей полетов орбитальных космических станций «Салют» и орбитального комплекса «Мир», принимал активное участие в совместных работах с американским космическим агентством NASA по программам «Мир — Шаттл» и «Мир — NASA». Виктор Дмитриевич — один из основателей научной школы «Планирование и оперативное управление пилотируемыми космическими полётами». Он воспитал несколько поколений высококлассных специалистов, обеспечивающих управление полётами уже современных космических кораблей и Международной космической станции.
В последние годы Благов осуществлял научно-техническую координацию и сопровождение работ по программе Международной космической станции, готовил предложения по совершенствованию методов и технологий управления полётами изделий, разрабатываемых на предприятии. Одной из главных работ Виктора Благова стала разработка космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил свой первый полет за пределы Земли.
— Часто мы общались с Владимиром Александровичем Джанибековым, прославленным лётчиком-космонавтом, дважды Героем СССР, генерал-майором авиации, он частенько бывал у меня в гостях. Владимир уроженец Южно-Казахстанской области, где я проживал в детстве, в селе Ванновка. У нас было много общих тем для разговора. Джанибеков был командиром корабля во всех своих полётах. Общая продолжительность двух его выходов в открытый космос — 8 часов 34 минуты, — подчеркнул Умалат Марзиев.
Не раз ингушский ветеран ракетно-космической отрасли встречался с Зигмундом Йеном. 41 год назад первым из немцев в космосе побывал именно он — 90-й в списке всех летавших в космос, а также первый и единственный космонавт из ГДР. Умалат Багаудинович вспоминает, как Зигмунд очень расстраивался по поводу развала Советского Союза. Как только произошло объединение Германии, с Йена сняли генеральское звание, потом, правда, когда пена сошла на нет, всё вернули.
Вообще, вспоминает Марзиев, с распадом СССР для военно-космической отрасли наступили тяжёлые времена. Тогда говорили о ЦУПе: «Вы обходитесь государству, как город с населением в сто тысяч человек». Ветеран отметил роль Виктора Степановича Черномырдина в спасении отрасли. Политик-тяжеловес говорил тогда: «Я не хочу быть разрушителем ракетно-космической отрасли!» По словам Умалата Багаудиновича, слава Всевышнему, в наши дни делается много для того, чтобы Россия не сдавала свои позиции в космосе, тем более на пятки наступают помимо традиционных конкурентов — США, Франции, ещё и Китай и Индия. «Началось позитивное движение в отрасли. Начали готовить специалистов. Мы не имеем права сдавать позиции», — подчеркнул Марзиев.
Последним местом работы Умалата Марзиева был Центральный научно-исследовательский институт машиностроения в городе Королёве. В состав института входит Центр управления полётами космических аппаратов, который осуществляет программно-техническое обеспечение полета российского сегмента Международной космической станции, транспортных пилотируемых и грузовых кораблей «Союз» и «Прогресс», космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, МКСР «Луч». Именно там трудился Умалат Багаудинович.