(29 апреля 2020) Красивая шестиэтажная боевая башня комплекса — один из символов не только Галгайского ущелья, но и всей горной Ингушетии в целом.
Карт находится в Эгикал — древний город на Южном склоне Цей-Лаамского хребта. Это самый крупный архитектурный ансамбль Горной Ингушетии. Большинство строений Эгикала было воздвигнуто с конца XVI до начала XVIII веков. Ингуши называли себя «галгаи» — строители или жители башен. Ингуши были хорошими строителями, и не только для себя, но и для соседних народов — чеченцев, грузин, осетин. Ингуши строили башни, в которых жили, воевали и хоронили своих предков. Башни строились в пределах видимости друг друга. Поэтому сигнал об опасности передавался мгновенно на большие расстояния.
Эгикал состоит из нескольких десятков башен и большая часть из них — башни — галы, в которых жили ингуши. Они ниже боевых, но тоже хорошо укреплены за счет толщины стен. На первом этаже широкой жилой башни держали скот, на втором устраивали очаг, при этом очаг и цепь, на которую подвешивался котел, считались священными. На верхних этажах жили несколько родственных семей. Рядом с жилой башней строили полуподземный или наземный склеп. Склепы весьма разнообразны, есть небольшие, одноярусные, а есть трехъярусные, где захоронено более 200 человек.
В случае опасности все укрывались в боевых башнях, в которые можно было пройти по тонким мосткам между строениями, перекинутыми на большой высоте. Вход в боевую башню делали на втором или даже третьем этаже. Когда приближался неприятель, полено с глубокими зарубками, используемое в качестве лестницы, затягивали наверх. Боевые башни — воувы — считаются вершиной архитектурного искусства галгаев. Высота боевой башни более 20 метров. Ширина последнего этажа в два раза меньше первого. Воувы сужались кверху в оборонительных целях, когда противник завоевывал первый этаж, обороняющие поднимались выше и баррикадировались там. Благодаря этому башни могли выдерживать длительные осады.
В Эгикале было 4 боевых башни, три из них полностью разрушены, а одна, высотой 27 метров, достояла до наших дней и состояние ее практически идеально. На ее внешней стене можно разглядеть загадочное изображение человеческой фигуры с расставленными руками и ногами, напоминающие крест.
Башни занимали огромное место в жизни ингушского рода. Существовало даже поверье: строительство башни должно быть завершено в течение 365 дней, если за это время башня не была построена, род начинал считаться слабым и терял уважение. Жизнь в горах была полна опасностей, горским народам часто приходилось обороняться от военных набегов неприятеля. Так что только наличие добротной каменной постройки делали жизнь горской семьи более менее безопасной.
.
В прежние времена Эгикал был довольно многолюдным. Здесь жили и крестьяне, и оружейники, и ювелиры, и гончары, и, главное, строители. Эгикал, некогда могущеставенный, сейчас погружен в сон. В 1944 году ингушей насильственно депортировали из родных аулов. После смерти Сталина ингуши стали возвращаться на родину, но селиться им разрешали только на равнине. Поэтому поражает тот факт, что один человек спустя десятилетия вернулся на родную землю и на сегодняшний день живет в башне.
Башни уникальны. Здесь неповторимая атмосфера. Гуляя по башенному комплексу, как бы переносишься на сотни лет назад и представляешь, как здесь жили горцы, как они работали, отдыхали, женились и рожали детей. И гулять здесь можно часами…
Башни восхищают. Просто удивительно, как в то далекое время можно было построить такие могущественные и дологовременные строения, которые являются наглядным результатом гениального творчества галгаев.
Ингуши очень чтут своих предков. Каждый род ревностно оберегает свои башни. По выходным и в праздничные дни ингуши всей семьей приезжают к родовым башням, чтобы поклониться предкам. Здесь, на свежем отдыхе, устраиваются обеды. Так было и во время нашего приезда в Эгикал. Вначале я подумала, что наш приезд совпал с каким-то ингушским праздником, во время которого посещение родовых башен обязательно, но узнав, что это происходит еженедельно, я была просто поражена почтением ингушов к своей истории и предкам.