(30 марта 2021) Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной версии, он возник в VIII-IX веках — и это дает основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России.
Единого мнения в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ТкъобIa–Ерды как «Наша вера», также «Храм веры», другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых», третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы.
Тхаба-Ерды, отличается от других храмов Северного Кавказа своим большим размером и богатым декором. Храм расположен в 4 км. от Таргима, на правом берегу р. Ассы, между сс. Хайрах и Пуй. Храм неоднократно на протяжении свыше двух сот лет описывался русскими и иностранными учеными. Впервые храм Тхаба-Ерды был открыт квартирмейстером русской армии Штедером в 1787 году. Храм Тхаба-Ерды, возникший в период VIII-IX вв., — один из замечательных памятников культовой архитектуры. Архитектурная композиция, орнаментальные и фигурные украшения указывают на высокую художественную ценность сооружения. Памятник за время своего существования несколько раз реконструировался и видоизменялся. Дошедший до нас вид памятника относится к XIV-XVI вв. и насчитывает четыре строительных периода. Это культовое сооружение было построено на том месте, где ранее стояло языческое святилище, очень почитаемое ингушами. Об этом свидетельствует храмовая ограда с выбитыми языческими символами и камни с углублениями так называемые чашечные камни, вставленные под оградой. По мнению учёных они могли служить для жрецов картой звёздного неба или могли быть календарными знаками. В архитектуре храма прослеживается влияние византийской, армянской, а так же грузинской церквей. Об этом свидетельствуют разновременные и характерные детали армянской и грузинской архитектуры. О влиянии армянской церкви говорит восточная часть стены украшенная библейскими сюжетами. Здесь над оконным проёмом из двух арок изображены 4 человека, один из которых борется со львом. Пребывание в горной Ингушетии византийских миссионеров приходится ко времени правления императора Михаила III в 842-867 гг. Миссионеры были обеспокоены тем, что местное население поклоняется в христианском храме языческим богам, а посему нужно принять меры исключительно мирным путём, подкупами и богатыми подарками склонить к христианству местное население. Об этом говорят летописные данные и вещественные находки косвенно или прямо указывающие на пребывание здесь данных миссионеров. Рядом с храмом Тхаба-Ерды были найдены монеты — солиды с изображением византийского императора Михаила III. Подтверждением также процесса христианизации горных ингушей являются пергаментные псалтыри, происходящие с территории Ингушетии. Еще одна подобная рукопись была найдена в начале века в святилище Маго-Ерды. О влиянии грузинской церкви подтверждают характерные грузинской храмовой архитектуры XII в., декоративные детали – барельефы и растительный орнамент. На храме западной фасадной стене находятся фигуры людей заключённые в дугообразной выступающей рамке – тимпане. Эту скульптурную композицию называют ещё и «ктиторской группой». Такой декор присутствовал и на грузинских храмах построенных во времена правления царя Давида Строителя. Внутри тимпана с правой стороны находится фигура воина, в левой руке который держит крест, а правая рука лежит на рукояти меча. Слева в центре от него фигура, сидящая на троне человека. Над её головой выступает орнаментированная плита, на которой некогда покоилась каменная модель крестообразной церкви с куполом. Рядом слева от сидящего в центре находилась фигура священника, но плита была утеряна. От неё на тимпане остались только подол одежды и ноги.
В период средневековья данный храм являлся законодательным органом своего времени. В определенные дни для совершения религиозных обрядов и разрешения спорных вопросов к храму стекались жители обществ Хамхи, Галгай, Чулхой, Цхьорой и Фяппий. Так же у храма Тхаба-Ерды находился «мехка кхел» — суд страны — на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.