(15 июня 2017) О роли и месте этого человека в истории края, в духовной жизни Ингушетии можно говорить много.
Он был обладателем многогранного литературного таланта, человеком большого гражданского мужества. В прошлом году Национальная библиотека Ингушетии инициировала просветительскую акцию «Читаем книгу вместе». Проект предлагает ежегодный мониторинг наиболее читаемых книг ингушских авторов и выявление среди них путём голосования наиболее востребованной. В дальнейшем предполагается устраивать для книги-победительницы что-то вроде бенефиса — на разных площадках встречаться и обсуждать лучшую книгу. Предсказуемо победителем акции стал роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков».
В преддверии знаменательной даты, я попросил своих друзей и коллег поделиться впечатлениями о творчестве классика.
«Что для вас Базоркин и его духовное наследие?» — так был сформулирован мой вопрос. Предлагаю вашему вниманию их ответы. Рашид Теркакиев, бизнесмен:
«Для меня Идрис Муртузович — это, в первую очередь, патриот своего народа, очень мужественный и бескомпромиссный, когда дело касалось интересов родной земли. Все мы знаем, каким потенциалом репрессий обладала советская система. Любое инакомыслие подавлялось.
Тем не менее, в этих, грозящих большими неприятностями условиях он говорил о попранных правах ингушей, о необходимости их реабилитации и возвращения на землю отцов. В 1992 году, когда в Пригородном районе уже громыхали взрывы, была реальная угроза его жизни, он, уже будучи глубоким старцем, отказывался покидать свой дом во Владикавказе, вел себя как и должен себя вести настоящий къонах!» Мадина Оздоева, журналист:
«Считаю, что «Из тьмы веков» — одна из самых значительных книг в ингушской литературе. Впервые прочитала ее в классе шестом. Была очень впечатлена. Несмотря на все трудности, нищету, люди не забывали про то, что честь нужно беречь смолоду, не забывали про гордость, про великодушие. Потрясением явился образ Наси. В том возрасте казалось: как такое может быть среди ингушей? Но потом я отдала должное Базоркину, как писателю-реалисту. Он не занимался приукрашиванием действительности. Он был правдив в своем творчестве. А в этом, как я уже понимаю сейчас, есть большое мужество и мудрость».
Назир Евлоев, филолог:
«Толстого называли по праву писателем-гуманистом, мыслителем, Достоевского — писателем-психологом, он считал, что душа человека есть диалектика добра и зла. Всегда подчеркивал двойственность души. Почему-то, читая «Из тьмы веков», представлял Толстого. Та же образность слога, красноречие, глубина мыслей, глубокие познания быта и истории, каждая фраза — афоризм, ты реально живёшь с героями, переживаешь с ними, он ингушский писатель-философ. В романе много места уделено обычаям и традициям ингушей, как будто он знал, что после него никто не охватит столько, писал с жадностью, кропотливо. «Кто слушает, с тем время говорит». Где можно ещё такую фразу найти?
У нас в ингушском языке есть два схожих по смыслу слова «яздархо» и «йоазонхо», оказывается, что любой, кто пишет какие-то произведения — это «яздархо», а «йоазонхо» — это настоящие писатели типа Базоркина, Кодзоева, Муталиева. А «яздархо» — пишущий что-то, потому что что-то надо писать. Я, как филолог, привык обращать больше внимания не на персонажи, образы и сюжет, а именно на слова, которые являются величайшими свидетелями времени, выразителями образности, красок, мудрости предков. Безусловно, Базоркин любил каждое написанное слово, которое связывало его с предками, с тем, может быть, однообразным, суровым временем, но временем искренности. Я просто уверен, что Базоркин сам считал своим главным достижением не художественные произведения, творческие успехи, а умение ценить жизнь, окружающую красоту, каждое растение, горы, людей хороших и плохих, традиции предков. Считал это истинным предназначением, именно человеколюбие помогало ему жить, творить, не разочаровываться в людях самых разных. Он вобрал в себя всю мудрость предков и постарался её передать нам, пронести сквозь тьму веков.
Только те интеллигентные, грамотные, образованные люди, которые научились слушать время, мудрецов, видеть чаяния народа, становятся великими писателями».
Ахмед Мурзабеков, журналист:
«В русской духовной культуре существует понятие «интеллигенция». Это пласт людей, о которых можно сказать «совесть нации». Они воплощение всего лучшего, что есть в том или ином народе вместе с его самобытной культурой и общечеловеческими ценностями. И Идриса Муртузовича я считаю одним из самых ярких представителей ингушской интеллигенции».
Индира Барахоева, специалист по PR: «Роман
«Из тьмы веков» — это не просто произведение, это целый пласт нашей культуры и истории, эпоха в духовной жизни ингушей.
Это большой увлекательный, предельно реалистичный очерк о жизни, быте, историческом пути ингушского народа.
Автор охватил все стороны жизни ингушей в тот сложный период, он показал человеческие ценности, многогранность души, способность радоваться малому. Честь, достоинство, отвага, храбрость — это те качества, которые были присущи ингушам испокон веков. На фоне лицемерия и подлости отрицательных персонажей эти качества показаны наиболее ярко. Ну и, конечно же, сюжет! Он не может оставить равнодушным никого, а простота слога сделала роман доступным для широких масс. Что касается самого Идриса, как человека, то это, в первую очередь, яркий представитель ингушской интеллигенции».
Конечно, нельзя мерить талант великого ингушского писателя лишь по одной книге.
Идрис Муртузович был человеком многогранным и очень плодовитым в написании произведений. Пьесы, сценарии к фильмам, театральная, общественная деятельность, рассказы, очерки — это лишь маленький перечень того, что успел сделать за свою трудную, но вместе с тем счастливую жизнь великий мастер слова.