(15 сентября 2015) Ингуши издавна были искусными мастерами по обработке камня (кхера). Свидетельством тому служат многочисленные башни, замки, склепы, храмы на территории Ингушетии.
Мастеров по камню называли т1оговзанчий (букв.: «знающий хитрости камня»). Талант и умение строить каменные сооружения давали им особый статус в обществе. Исследователь С. Мерешков писал, что строители башен, лекари и кузнецы не подпадали даже под кровную месть, поскольку они считались особо значимыми для общества людьми (мехк нах).
Известными строителями были Дуго Ахриев из Фуртоуга, Дяци Льянов и Хазби Дуров из Джейраха, Барханоевы из Бархане, Янд из Эрзи, Ханой Хинг из Хани, Бятр Гадаборшев, Тэт-Батык из Таргима, Албаковы из Тумги и др.
Известные места добычи камня располагались северо-западнее с. Нижний Пялинг, Ангеты и др. На северной стороне с. Фуртоуг было место под названием «Гора, где добывают камень» (тIо боаха лоам).
Из камня не только строили, но он также широко применялся в быту. По данным Д. Чахкиева, горцы делали из камня молотильные (болб) и тромбовочные (карчолг) катки, корыта (гуй, ной, к1ам), изготавливали каменные ступы (мохк, морк). Так, например, крупные каменные ступки для изготовления пороха были обнаружены в селениях Харпи, Кашети и др. На местах древних поселений археологи находят также жернова и зернотерки.
Камень использовался и для устройства открытого очага (кхуврч). «На месте кострища на пол стелили каменную плиту, обкладывали с боков камнями, которые препятствовали углям и золе разлетаться по помещению», — отмечал этнограф В.Кобычев.
Как отмечал в своих исследованиях А. Сулейманов, некоторые изделия из камня высоко ценились в обществе. Так, каменный жернов для горской мельницы приравнивался по стоимости к корове, арочный камень над входом в жилую или боевую башню – к быку, венечный камень с локоть, завершающий крышу боевой башни – к коню.
Работа по камню отличалась у ингушей, по свидетельству Д. Чахкиева, особым изяществом. Изделия, изготовленные ингушскими мастерами, красотой и отточенностью деталей выделяются среди аналогичных сооружений не только края, но и всего Центрального Кавказа.
В с. Нижний Пялинг, например, Д. Чахкиев обнаружил скульптурное изображение на стене замка — каменное изваяние мужской головы с ясным очертанием лица и его отдельных частей. Резной карниз, фасадная скульптура храма Тхаба-Ерды очень заинтересовала кавказоведа Л. Семёнова. По его свидетельству, эта работа говорит о высоком уровне древнего ингушского зодчества.
В архитектурном искусстве ингушей внимание ученых привлекают и резные орнаменты на башнях и дугообразных перекрытиях, символы и петроглифы, которые ждут еще своих исследователей. К примеру, практически все наземные склепы с. Цизды (город мертвых), относящиеся к XIII-XVI вв., богато декорированы ромбическими, квадратными и прочими выкладками камней. Различные орнаменты и узоры, элементы мужских и женских украшений высекались и на надмогильных каменных памятниках (чурт). Уже с принятием ислама появилась формы орнаментальной эпиграфики.
Источник: http://ingushetia.info/